"Новоромантические клубы"
"Blitz" был задуман и сделан молодым человеком из Уэльса, который охранял дверь,
встречая друзей и выпроваживая тех, кто не мог быть ими. Он стал жрецом высокого
вкуса, и его изменения стиля диктовали моды для тех, кто находился в клубе.
Звали его Steve Strange. "Blitz" задумывался как место, в котором каждый мог бы
носить ту одежду, которую он хочет носить в своих фантастических мечтах и
действительно быть кем-то, кем бы он хотел быть без возможности быть осмеянным
за свое отличие". ("Top Of The Pops" - annual 1983).
Сначала Лондон наводнили таинственные афиши "Слава, слава - как мне призвать
тебя?! (слова из известной песни Bowie "Fame") Клуб для героев. Диско в
Трансъевропейском экспрессе". Адрес указан не был, но слух пошел, и вскоре
каждый вечер во вторник у заветных дверей стали собираться неофиты. Egan крутил
свой любимый электропоп (Giorgio Moroder, Telex и т.д.), a Steve, одетый во все
неотразимое, стоял у дверей, не впуская пьяных, футбольных болельщиков и вообще
людей, выглядевших слишком нормально, бедно, домоседливо, устало и недостаточно
стильно. "Они не могли бы участвовать в нашем милом сумасшествии...". Вскоре
клуб переехал в новое помещение, которое и получило название "Blitz". Так начало
возникать то, что сами романтики окрестили "Культ без названия".
"Blitz" не был единственным клубом "новых романтиков", наряду с ним и таким
клубом как Billy's. в Лондоне существовали менее известные Cheguaramas, Rum
Runner.
Новоромантические клубы стали площадками, на которых экспериментальная работа в
области музыки, дизайна, моды получала свое воплощение и проверку. В орбиту
эстетического эксперимента были втянуты художники самых разных жанров. Клубы
позволили создать работу для дизайнеров, артистов, фотографов, дали возможность
эстетически талантливой молодежи, которой не давал пробиться мэйнстрим, сделать
что-то. Глобальная продюсерская работа в области внедрения высокого стиля во
всех видах искусства в конце концов сделала Лондон мировым центром моды. Сам
Strange говорил: "Я полагаю, что мы оживили жизнь, возродили моду на клубы, дали
работу множеству людей - фотографам, модельерам, художникам, модисткам - это
очень серьезно и это поистине творческий подход к жизни. Мы снова включили
Лондон в карту моды. Ничто английское не оказывало влияния на парижских
модельеров с 1976 года". Специалисты парижского журнала "Vogue" переместились в
Лондон. Стилист "Roxy Music" Alan Price начал плодотворно сотрудничать с новым
движением, оформляя обложки пластинок "Visage", Duran Duran, консультируя
"новоромантическую" музыкальную элиту в области сценического имиджа.
За всем этим стояло внедрение одного из главных концептов как "Русских сезонов в
Париже", так и глэма - единство, синкретичность всех видов искусства, принцип
"Sound and Vision" (нераздельность внешнего облика и звучания).
Другим принципом "новоромантической" моды становится лозунг "Индивидуальный
стиль не купишь в магазине". Strange, воплощая этот принцип, стал одним из
законодателей индивидуализации костюма в практической жизни. "Эй, парень, да я
смотрю, ты вроде не с нашей планеты", - сказал ему однажды подвозивший его
таксист, разглядывая костюм в виде орхидеи. "Ах, как это типично, как
примитивно," - прокомментировал Steve. Само название группы, выбранное им -
"Visage" - отражает его представление о собственное внешнем облике: "Я не могу
просто так выйти на улицу, я должен обрести свою внешность. Выбрать костюм -
дело несложное, некрасивых вещей у меня нет. Но чтобы сделать лицо... тут пятью
минутами не обойдешься. Грим невероятно важен. " Наряду с модой, апробацию в
клубах проходили и новые музыкальные коллективы, новые музыкальные идеи.
Выпущенные примерно в одно время композиции "новых романтиков" завоевали первые
места национального английского хит-парада. Обновленный Ultravox с четырьмя
синглами из альбома "Vienna", Visage с композицией "Fade to Grey" вызвали
обвальную популярность "новой романтики" как стиля вначале в Англии, затем в
Европе и в конце 1982 года - в США. Чуть позже чартсов достигают группы "Spandau
Ballet", "Duran Duran", "Landscape", "Classix Nouveaux", "Human League", "OMD",
"Modern Romance", "Heaven 17", "Soft Cell" и другие. Вслед за работами первого
поколения музыкантов-"неоромантиков" приходит второе - "Depeche Mode",
"B-Movie", "Talk Talk", "Blancmange", "KajaGooGoo" и др. Начинаются мировые
турне групп "новой романтики" - Duran Duran, Ultravox, Japan и др.
В этот период (1980-1984) когорта людей, делавших звук глэм-попу, приходит
сотрудничать с группами "новоромантической ориентации". Продюсер David'a Bowie
Tony Visconti работает с "Modern Romance", John Panter - с группами "Re-Flex" и
"Pseudoecho", звукорежиссер David'a Bowie Colin Thurston вообще становится одним
из основных продюсеров новоромантических групп. Так, он продюсировал первые два
альбома группы "Duran Duran", первый альбом "Talk Talk", "KajaGooGoo" и др.
Продюссер группы "Space" J.P.Illiesko участвует в записях группы "Visage",
клавишник группы "Space" R.Romanelli записывает альбом совместно с ударником
"Visage" Egan'ом "Connecting Flight". Под влиянием "новой романтики" оказываются
многие музыканты. Так, группа "Queen" в этот период времени становится
завсегдатаем "новоромантической" музыкальной элиты. Под влиянием клавишника
"Duran Duran" Nick'a Rods'a и других "новоромантических" музыкантов
"Queen"выпускают альбом "Hot Space", продюсируемый продюсером группы "Sparks"
специально для Giorgio Moroder'a, а свою композицию "Radio GaGa" Queen выпускают
с подражанием композиции Visage "Beat Boy". David Bowie, отобрав модели из клуба
"Blitz", в том числе и Steve Strange'a, снимает новоромантический клип на
композицию "Aches to Aches" и выпускает пару альбомов со звучанием, приближенным
"новоромантическому". Не избежал влияния "романтиков" и сам Ferry, особенно на
альбоме "Flesh & Blood". Сотрудничество основателей глэм-попа с "новыми
романтиками" было достаточно широким. Когда осколки Duran Duran основали группу
"Arcadia" и выпустили одноименную пластинку, на саксофоне играл саксофонист
"Roxy Music" Andy McCay, а некоторые гитарные партии сыграл гитарист David'a
Bowie Mick Ronson, в проекте "British Electric Foundation" наряду с бывшими
членами Human League и бывшим вокалистом Ultravox'a John'ом FOXX'ом принимал
участие легендарный Gary Glitter. Период триумфального шествия "нового
романтизма" продолжался 4 года (1980-1984 гг.) Именно на эти годы приходится
самое лучшее, что создано "новыми романтиками", и в 1984 году были выпущены
последние яркие альбомы. Затем начинается период, в котором многие музыканты
этого направления, добившись коммерческого успеха, пытаются следовать
ускользающей моде, все больше уходя от той стилистики, с которой они начинали, в
эстраду, поп-джаз, техно-поп и другие течения, с каждым годом теряя свою
самобытность и превращая свою музыку в клишированные образцы. Из всего этого
многообразия до сегодняшнего дня дошли немногие - Mark Almond (Soft Cell),
Depeche Mode, Midge Ure, Erasure продолжают записывать неплохие альбомы. Duran
Duran, Spandau Ballet при сохраняющейся популярности ушли от концептуального
содержания музыки в область эстрадизированного звучания. "Новая романтика",
совершив революцию и породив волну эпигонов и апологетов, девальвировавших ее
своею пустотой, умерла как массовое эстетическое движение, но угли еще тлеют в
небольших лондонских клубах. И кто знает, кто следующий снова раздует пламя?!
Стиви рулит